Детство

Войти Зарегистрироваться Чтобы создавать альбомы!
Путь: Главная / Почитать / Детская психология / Посланцы будущего

Посланцы будущего

Детская психология

ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ – НЕЗНАКОМОЕ

Современные дети очень отличаются от детей предыдущих поколений: старые методы воспитания на них не действуют, взрослым приходится искать новые подходы. Дети нового поколения весьма свободолюбивы, активны и во многих вещах превосходят своих родителей. «Сломать» их и заставить подчиниться – невозможно: они уйдут в себя и не будут больше доверять взрослым. И это не «обывательское» наблюдение – об этом говорят специалисты в разных областях педагогики, психологии, социологии и даже представители разных духовных и эзотерических направлений. Дети, которые в два-три года учатся читать и считать, талантливо рисуют и лепят, поют, играют на музыкальных инструментах, а в пять – учат взрослых жить, уже никого не удивляют (пожалуй, за исключением своих растерянных родителей). Причем повышение уровня IQ, характерное для детей, родившихся в последние годы, – не главная отличительная черта, важнее то, что «новое поколение» не переносит несвободы и знает, чего хочет, это высокоразвитые существа, которым, как утверждают, «предстоит спасти мир»
.
ВОТ ОНИ КАКИЕ
Впервые на этот феномен обратила внимание экстрасенс Нэнси Тэпп, которая утверждала, что аура каждого человека имеет определенный цвет, причем цвет этот указывает на тип личности человека и на его предназначение в мире (цветовая классификация – одна из возможных метафизических классификаций людей). Определенному типу человека соответствует определенный цвет, который ощущается интуитивно. Нэнси Тэпп отметила, что в конце 70-х годов стали рождаться дети, в ауре которых преобладал темно-синий оттенок – цвет индиго. И эти дети разительно отличались от предыдущих представителей молодого поколения.Какие черты характера отличают «ребенка индиго»? Он рано осознает себя как личность и начинает говорить о себе в первом лице гораздо раньше трех лет (не «Маша / Петя хочет», а «я хочу»), четко знает, чего хочет. Но он же требует повышенного внимания окружающих – с пеленок. Малыш обладает повышенной эмоциональностью и чувством справедливости – в его поведении всегда заметно чувство собственного достоинства. Такой ребенок имеет высокий уровень самооценки и целостность характера, буквально с рождения проявляет самостоятельность – хочет лишь, чтобы его немного направили, не ущемляя свободы выбора. Он не в состоянии сидеть на месте спокойно, если только не увлечен делом, представляющим для него личный интерес, сознательно отказывается от зубрежки и пассивного обучения, предпочитая получать информацию опытным путем, причем может впитывать знания буквально, как губка. С ним непросто – он постоянно нарушает правила, восстает против авторитетов, так как знает более рациональные способы решения каких-то проблем. Он раздражается, когда ему навязывают модель поведения и организационные условия, которые не способствуют или препятствуют предпочитаемому им творческому подходу в решении любых задач. В традиционных детском саду и школе такого ребенка считают труднообучаемым или гиперактивным. Любая форма навязываемой власти становится для него настоящей проблемой – абсолютных авторитетов для него просто не существует. Зато в сфере общения он невероятно изобретателен. С помощью своей интуиции прекрасно распознает скрытые мотивы и намерения других людей. Не позволяет манипулировать собой. Общаться он предпочитает с такими же «индиго» или с теми, кто намного старше (а поэтому обладает сходным уровнем сознания). Если рядом таких людей нет, он замыкается в себе, чувствуя, что его не понимают (и поэтому может показаться аутичным).Его невозможно «приструнить» попытками внушить чувство вины, угрозами или неодобрением. Он к каждому находит свой подход, например, с мамой капризничает, а с бабушкой ведет себя тихо и мирно.Ему свойствен беспрерывный поиск, он, как Фауст, желает «силой собственной мысли проникнуть в истину мира». Часто он обладает даром целительства, о котором, возможно, не подозревает, а также способен поддержать взрослого в трудную минуту.
ТИПОЛОГИЯ «ДЕТЕЙ ИНДИГО»
Существует четыре их типа, описание каждого из которых можно уложить в рамки определенной жизненной программы.
Маленький гуманист всегда готов прийти на помощь слабому и обиженному, любой человек может рассчитывать на его помощь и сострадание. Такой ребенок гиперактивен, чрезвычайно общителен, разговаривает со всеми и в любое время очень дружелюбно. Он имеет четко сформированные мнения, но выглядит неловким (это касается лишь владения телом). Часто он одновременно играет со многими игрушками. В будущем он, возможно, станет врачом, педагогом, просветителем.Ориентированный на идеи – ему более важны проекты, чем люди. Он – будущий инженер, архитектор, дизайнер, астронавт, пилот или офицер. Такой ребенок может быть очень ловким и спортивным. Он часто пытается манипулировать другими (не нужно позволять ему это делать!) и склонен к разного рода зависимостям и пагубным привычкам – родителям особенно важно построить доверительные отношения с детьми, имеющими такой тип характера.Творческий тип – маленький художник или художница – ребенок очень эмоциональный и впечатлительный. Это будущий творец, возможно, учитель, актер, человек искусства завтрашнего дня. Чем бы он ни занимался, он будет концентрироваться на творческой стороне дела. В возрасте четырех-десяти лет в поисках себя он может хвататься за разные виды искусства, но в юношеском возрасте выберет один вид деятельности и станет виртуозом в этой области.Многомерный тип психологически взрослее (и физически крупнее) всех остальных типов. Уже в возрасте одного-двух лет взрослые ничего не могут ему сказать или доказать. Он парирует все попытки руководить (и возражения), нанося ответный удар: «Я знаю это! Я могу это один! Оставь меня! Я сам!» Это тип, который приносит в мир новые философии и новые религии. Такой ребенок может быть особенно трудным в общении, так как вписывается в социум и приспосабливается к окружающим еще меньше, чем другие три типа.ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯВ первую очередь, нужно относиться к «ребенку индиго» с уважением, как к равноправной личности, не говорить о нем в третьем лице в его присутствии и, главное, не пренебрегать его желаниями и мнением. Предоставить маленькому человеку возможность решать (хотя бы в мелочах), не так уж сложно: самостоятельный выбор еды, одежды, занятий поможет ему чувствовать себя свободнее. Любая нечестность и несправедливость с вашей стороны не пройдут незамеченными, заставят его отдалиться. Отсюда следующее правило: всегда будьте честными с «ребенком индиго», даже если он еще очень маленький – он очень чуток ко лжи и фальши. Поговорив с ним как со взрослым, можно добиться лучшего результата, чем пытаясь скрыть правду.Этот ребенок не хочет действовать по приказу, он ожидает, что с ним все обсудят. Постарайтесь побольше разговаривать с таким ребенком, вместе размышлять и принимать решения. Общайтесь с ним, как с равным. Помогайте, если он просит совета. Разъясняйте возможные последствия его поступков и предоставляйте свободный выбор. Как правило, при уважительном отношении взрослых, ребенок совершает мало промахов, «глупостей», а если и делает что-то не по правилам, то для эксперимента – чтобы проверить, действительно ли последствия будут такими, как вы его предупреждали.Единственная возможность заставить необычного малыша что-то делать – пробудить у него интерес к тому, что вы предлагаете. Он скучает, если все происходит по скучной схеме и не требует творческого мышления. Подбрасывайте ему ситуации для поиска творческого решения, просите о помощи – он всегда с энтузиазмом откликнется. Если вы хотите сделать ему замечание, делайте это наедине, чтобы не уязвлять его самолюбия, а потом вместе обсудите его поступок, вызвавший необходимость внушения, и убедитесь, что он правильно вас понял. Формулируйте свои распоряжения как просьбы о помощи, например, так: «Нужна твоя помощь: пожалуйста, убери игрушки с дороги». Сделайте его своим партнером и помощником, а не подчиненным. Учите думать и видеть главное. Верьте в его силы и возможности, и он охотно будет с вами сотрудничать.
В ШКОЛЕ И ДОМА
Выбирая школу или детский сад для ребенка, задумайтесь, как он будет себя там чувствовать. Помните, что ваше дитя – индивидуум сверхчувствительный и весьма энергичный. Ему подойдет методика, основанная на принципах воспитания свободной личности (например, вальдорфская или Монтессори). Популярный в воспитательных «учреждениях» авторитарный подход – не для него, а места, где за самостоятельность ставят в угол, стыдят, повышают голос, называют по фамилии, просто противопоказаны.
При домашнем общении постоянно поддерживайте с ребенком телесный контакт. Не бойтесь «избаловать» или «приучить к рукам» своего малыша: носите на руках, прижимайте к себе, согревайте своим теплом, делайте массаж. Продолжайте «контакты» и с взрослеющим ребенком, не обязательно постоянно обниматься – можно просто прикоснуться к руке, погладить по голове, обнять за плечи, шутливо потолкаться. Полезны и ежедневные «ритуалы»: чтение книги на ночь или танцы перед завтраком... Можно верить или не верить в существование особенных детей и смелую теорию американки, но использование перечисленных выше принципов воспитания в любом случае сослужит родителям добрую службу. Помните, что ваш ребенок – особенный, очень чувствительный, он нуждается в вашей заботе и теплоте. И знайте, что в будущем у вас обязательно будет повод им гордиться!nНАТАЛЬЯ КУЛАКОВА, психолингвист, кандидат филологических наукПри подготовке материала были использованы книги: Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети Индиго», Зигфрид Войтинас «Кто они, дети Индиго?», Нэнси Энн Тэпп «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь» и др.

Войдите в сайт, чтобы оценить статью
    Назад     Обсудить статью
Автор: Юляшка88
Дата: 17.05.2006
Боремся за чистоту языка: выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Magic Castle
Система Orphus