Детство

Войти Зарегистрироваться Чтобы создавать альбомы!

Что такое кубики Зайцева?

Растем и развиваемся



Обучение по кубикам Зайцева ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках Зайцева и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали напряжения зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики Зайцева различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

В аудиозаписи, прилагаемой к комплекту кубиков Зайцева, - столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.

"Побочные" результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

    Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, в частности, по кубикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):
  • двух-трехлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырехлетки - через 16 занятий,
  • пятилетки - через 5-10 занятий,
  • шестилетки - через 4-6 занятий.

    Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.

    Методика дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

    Как выглядят кубики Зайцева?

    Кубики различаются по цвету, размеру, весу (заполняются железками или деревяшками, имеющимися в наборе), звенят или глухо стучат при встряхивании, создавая различные по качеству вибрационные колебания, ощущаемые рукой.

    Даже с завязанными глазами и заткнутыми ушами кубики Зайцева легко разобрать на двенадцать групп:
  • большие "золотые";
  • маленькие "золотые";
  • большие "железные";
  • большой "двойной железный";
  • маленькие "железные";
  • маленький "двойной железный";
  • большие "деревянные";
  • большие "двойные деревянные";
  • "железно-деревянный";
  • маленькие "деревянные";
  • маленькие "двойные деревянные";
  • бело-зеленые со знаками препинания.

    Почему кубики Зайцева разного объема и цвета?

    Зачем нужны железки и деревяшки? Для воздействия на все органы чувств, образования ассоциаций, облегчения запоминания. Информацию несут и передают цвет, звук, пиктограммы (сигналы светофора, звонки, гудки, дорожные знаки), вес, тактильные ощущения, вибрационные, запах и прочее.

    Для быстрого распознавания и надежного запоминания кубиков Зайцева используются такие приемы:
  • деление на группы по цвету (5 различий),
  • по объемам (4),
  • по звучанию и вибрации наполнителя (5),
  • по весу (как минимум 4). Задайте группе трехлеток вопрос: "Что звонче, железо или дерево?" Услышите дружный ответ: "Железо!" Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит, уверенно скажут: "В этих - железки, в этих - деревяшки". Хоть и не видели, а знают. Уверенности еще и цвет кубиков придает. Он, разумеется, не случаен: специально под "золото", "железо" и "дерево" подобран ("золотые" издают более нежные звуки).

    Кубики Зайцева можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых "твердых" и "мягких" ничего твердого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.

    МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с большим объемом резонатора (челюсть опущена, язык отведен назад и вниз), а МЮ-МЕ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и вверх).

    Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора) произносим твердые и чем мягче (с меньшим объемом) мягкие, тем отчетливее, различимее наша речь.

    Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников).

    Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения?

    Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще вон скольких пород да видов с "научными" названиями: не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И еще фонемой. Кого такое не отпугнет?

    А что у Зайцева?
  • "Золотые" кубики - для гласных.
  • "Железные" и "деревянные" (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком.
  • "Железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих.
  • Большие - для твердых, маленькие - для мягких.

    Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из кубиков Зайцева слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т.п., естественно предположить, что они действуют осознанно, разыскивают кубики по "приметам". Четырехлетки начинают это делать на третьем-пятом занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины и определения потом "прицепим".

    Настенные "ноты", или Поем по кубикам Зайцева

    Таблицы 1, 2, 3 размещаются на стене. Нижний край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки дети должны почаще работать с поднятой головой. Забудьте навсегда рекомендации, сблизоручившие страну, о низеньком-близеньком (на уровне глаз, не дальше вытянутой руки ребенка) расположении учебных материалов. Хочешь поближе рассмотреть, потрогать - вот тебе кубики, увидеть все сразу, что на кубиках есть, да не в беспорядке, как на столе, выложенное, а в системе - вот тебе таблицы. Буквы на них, кстати, и с десяти метров видны.

    Указки должны быть не менее полутора метров длиной, чтобы дети отстранялись от таблиц, привыкали окидывать взглядом все табличное поле.

    Под таблицами полка в три доски. Для кубиков, разумеется.

    Таблица 1 в системе "звонкие-глухие", а таблица 3 в системе "твердые-мягкие" представляют 246 складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения. Они являются еще и акустическими, и произносительными единицами. Обучение чтению по складам оказалось эффективным не только для русского, но и ряда других языков (английского, украинского, белорусского, казахского, татарского). Американцы, кстати, перевели "склады" как "zai-units" ("заи", "зай-единицы"), украинцы для "Рiдної мови за методикою Зайцева М.О." как "слог Зайцева".

    В правом верхнем углу таблицы 1 - цифры и знаки математических действий, в левом нижнем - знаки препинания.

    Кубики и таблицы у Зайцева поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т.п.

    Человек, грамотно печатающий на компьютере, и в тетради пишет без ошибок. Скажите детям, что таблица 1 - "компьютер", печатающий складами.

    Неплохо бы и в самом деле такой иметь, с большим-большим дисплеем. Таблица 1, пока что - его модель, тренажер для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.

    Таблица 2 представляет собой пять алфавитных блоков, выполненных разными типами шрифтов. На каждом из пяти блоков из двух частей приведены сверху "просто" буквы, снизу их названия.

    Баян и балалайку - в студию, или Попевки Зайцева

    Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.

    Кубики и таблицы распеваются на 35 популярных, в основном, народных мелодий под аккомпанемент баяна и балалайки.

    Уже на первом-втором занятии пропевают от начала до конца всю таблицу 1. Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.

    Следя глазами за указкой преподавателя, дети должны находиться на расстоянии не менее 2-3 метров от таблицы. Можно стоять, можно сидеть. Тех, кто начинает подпевать, нужно обязательно поддерживать: "Молодцы!".

    Блок ЛУ ЛО ЛА ЛЭ ЛЫ Л, ЛЮ ЛЕ ЛЯ ЛЕ ЛИ ЛЬ похож (и видом и на слух) на блок МУ МО МА МЭ МЫ М, МЮ МЕ МЯ МЕ МИ МЬ и на любой другой. Матрица: в ожидаемое время в ожидаемом месте получается ожидаемый результат. Если знаешь хотя бы один склад из блока, сможешь восстановить остальные. Если знаешь блок, в котором расположен нужный склад, то, пропевая "песенку" до какого-то места, можно этот склад опознать. Через некоторое время ребята так и начинают делать.

    Ценность попевок не только в том, что они помогают быстрому и стойкому запечатлению складов. Это еще и замечательные речевые упражнения: блоки гласных, согласных, цепочки складов на У-Ю, О-Е, А-Я, Э-Е, Ы-И, пропевание только твердых складов и только мягких, только звонких и только глухих, с ударением на первом, на втором и т.п.

    Периодически преподаватели-практики сообщают о таких случаях: ребенок до четырех, пяти, а то и десяти лет молчал, потом запел, и только после этого заговорил.

    Следя за учительской указкой и пропевая "песенки" хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.

    В таблице 2 пять блоков алфавитных "песенок". Первый исполняется на две мелодии, второй на три, третий на пять мелодий, четвертый на две, пятый на одну.

    В "Учебнике" представлен шестой блок, который может исполняться бесконечно, вроде сказочки "У попа была собака". Во второй его части алфавит пропевается в обратном порядке.

    Вот что интересно: многим и за всю жизнь не удается алфавит выучить без пропусков букв или с правильными их названиями, а мы и в обратном порядке легко освоим. Для чего? - Для облегчения поиска слов при пролистывании словаря от Я к А, например. Левшам удобней. Или чтобы доказать некоторым, что с мелодией и ритмом многие вещи выучиваются в сотни раз быстрее и надежнее.

    Буквы знает, а читать не может

    Кому не известна проблема "Буквы знает, а читать не может"? Многим родителям почему-то кажется, что если ребенок названия букв выучит, то непременно и читать начнет. Не сразу, конечно, а эдак через недельку, ну две. Начинают сердиться, когда из "тэ-е-тэ-я" получается "тойота", а не "тетя", как бы им хотелось. Особенно из себя выводит, когда ребенок даже слово под картинкой прочитать не может: "ше-у-бэ-а". - "Что получилось?" - "Тулуп".

    "Эм-а-эм-а" или "пэ-а-пэ-а" чуть-чуть похожи на маму с папой, но попробуй догадайся, что "дэ-я-дэ-я эс-тэ-е-пэ-а" это "дядя Степа".

    Чтение ребенок начинает тихо ненавидеть.

    Да ни в одном языке не читают по буквам! Английское how (хау) читается по буквам как "эйч-оу-даблью", а who (ху) как "даблью-эйч-оу". Похоже?

    Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова "бабушка" представляются бегемоты, аисты, улитка, шмель, кенгуру.

    Превращаем звуки в знаки и обратно

    М.Монтессори первой, наверно, подметила, что ребенок, вопреки общепринятому мнению, учится сначала писать, а потом читать.

    Чтобы оценить глубину и ценность этого наблюдения, договоримся называть письмом превращение звуков в знаки. Способы многообразны: писать можно карандашом, фломастером, мелом на доске, печатать на машинке или компьютере, складывать слова из отдельных букв или наших кубиков, прописывать их указкой по таблице. Шкрябание непременно ручкой и непременно в тетради всего лишь один из способов превращения звуков в знаки.

    Напишите крупными буквами на карточках 6-7 слов, например, МАМА, ПАПА, ВАСЯ, БАНАН, МАШИНКА, КОШКА, ЯБЛОКО. Покажите их, прочитывая слова, несколько раз ребенку. Разложите, перетасовав, карточки на столе. Спросите, где, к примеру, БАНАН или КОШКА. Частенько даже полуторагодовалые (не говорящие еще) малыши правильно заказываемые карточки обнаруживают. Журналисты любят восхищаться: "Еще не ходит (не говорит), а уже читает!" и прочее. Да не читает ребенок, а пишет, звуки в знаки превращает.

    Иностранцы, приступающие к изучению русского языка, с детской радостью (опять же на первом занятии) складывают из кубиков слова, которые "как слышатся, так и пишутся": ручка, карандаш, бумага, книга, книги, стол, стул, стулья, дверь, двери, шляпа, шляпы, сумка, сумки, галстук, галстуки, таблица, таблицы, картина, картины, кубик, кубики, лампа, лампы, окна, занавеска, занавески, штора, шторы, мел, тряпка, рубашка, рубашки, туфли, пиджак, пальто, улица, машина и т. п.

    Чтение - прeвращeниe знакoв в звуки, самый быстрый и легкий путь к нему лежит через письмо. Это и нужно учитывать в своей работе, особенно с детьми. Упражнений на превращение звуков в знаки на первых порах должно быть больше, чем на превращение знаков в звуки.

  • Войдите в сайт, чтобы оценить статью
        Назад     Обсудить статью
    Автор: мамапринцессы
    Дата: 24.02.2007
    Боремся за чистоту языка: выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
    Magic Castle
    Система Orphus