Детство

Войти Зарегистрироваться Чтобы создавать альбомы!

Учим говорить красиво. (рекомендации для родителей)

Учим говорить красиво. (рекомендации для родителей)

Всем известно, что именно первые годы жизни особенно важны для становления ребенка. В процессе общения с близкими людьми ребенок «присваивает» социальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой, слушает обращенную речь, пытается ей подражать, т.е. социализируется. Для этого необходимо создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства.Екатерина Владимировна Созонова, учитель-логопед, детская специализированная больница восстановительного лечения «Особый ребенок», учитель-логопед, детская специализированная больница восстановительного лечения «Особый ребенок»Что же важнее для ребенка на данном этапе его развития? Работа над развитием двигательных навыков? А может быть, развитие речи, если ребенок не говорит? Или развитие внимания, если ребенок неусидчив? Может быть, что-то еще?Невозможно отделить какой-то один определенный процесс от всех остальных и работать только над ним. Все функции в организме взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому необходимо работать над всеми направлениями одновременно и в системе.В раннем возрасте предметная деятельность является ведущей. Ребенок живет в предметном мире. Именно в возрасте от года до трех лет он начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит в предметной деятельности. Ее содержание – это и есть усвоение ребенком способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность – основа, из которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.Чтобы помочь ребенку освоить предметную деятельность, необходимо учитывать этапы развития предметного действия. Их определил известный психолог Д.Б. Эльконин. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым (прием «рука в руке») – это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения, его траекторию, ритм, результат и выполняет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает его ребёнок самостоятельно – это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа – это третий этап освоения. И последний этап – когда ребенок выполняет действие сам, но на основе подсказки взрослого.Мы предлагаем вашему вниманию серию пособий, расположенных от простейших, в основе которых лежат манипуляции с предметами, до более сложных, предполагающих включение мыслительных операций. Для каждого пособия разработаны упражнения, имеющие несколько уровней сложности (от двух до пяти в каждой игре).  Многие из этих пособий несложно изготовить в домашних условиях.1. Пальчиковый бассейн (тазик с перловкой).I урок – перебирание крупы пальцами.
II урок – находить в бассейне спрятанные предметы, давать по просьбе.
III урок – находить в бассейне конкретную игрушку по инструкции.2. Музыкальные игрушки.I урок – стучать по бубну рукой.
II урок – стучать палочками по металлофону.
III урок – играть одним пальчиком на детскому пианино.
IV урок – дифференциация звучащих предметов на слух – за ширмой (развитие фонематического слуха).3. Ленты в банке.I урок– вытягивать ленточки из банки и дарить мишке.
II урок – дарить разным персонажам (понимание двухступенчатой инструкции).
III урок – вытягивать ленточки по цветам (соотнесение).4. Гусь с кольцами.I урок – снимать кольца с гуся.
II урок – надевать кольца на гуся.
III урок – искать кольцо в пространстве (в поле зрения – сидя на месте) и надевать на гуся.
IV урок – искать кольцо в пространстве (в комнате); подойти, взять, найти гуся в пространстве (в комнате), подойти и надеть ему кольцо на шею.5. Мишка с грибочками (грибочки разной величины, сделанные из папье-маше, две коробки с отверстиями разного диаметра).I урок – доставать грибы.
II урок – садить грибы на полянку (попадать ножкой гриба в дырочку).III урок – дифференциация грибов по величине. 6. Ёжик с палочками.I урок – доставать палочки.
II урок – втыкать палочки.
III урок – доставать палочки у одного ёжика, втыкать другому.7. Шарики и кубики в банках. I урок – доставать и складывать шарики в банку без крышки.
II урок – складывать шарики в банку с отверстием в крышке.
III урок – дифференцировать шарики и кубики по двум банкам с отверстиями в крышках.8. «Чудесный мешочек».I урок – доставать любую игрушку из мешка, давать по просьбе.
II урок – давать конкретную игрушку из предложенных, складывать в мешок.
III урок – на ощупь находить конкретную игрушку по инструкции.9. Полые стаканчики.I урок – доставать стаканчики, давать по просьбе.
II урок – вкладывать предъявленный стаканчик.
III урок – переворачивать стаканчик и ставить на башню, переворачивать стаканчик и вкладывать обратно.
IV урок – складывать стаканчики самостоятельно а) 4 шт.  б) 8 шт.10. Пирамидка.
I урок – снимать кольца 

  • в наклонном положении,
  • в вертикальном положении.
II урок – надевать кольца
  • на пластмассовую пирамидку,
  • на деревянную пирамидку.
III урок – собирать пирамидку по величине
  • с обучающей помощью,
  • самостоятельно.
11.  Мишка-рыболов («удочка» с магнитом на конце, железные пробки, обклеенные цветной бумагой) …I урок – складывать рыбки мишке в сумку.
II урок – давать рыбки двум-трем разным персонажам по инструкции.
Ш урок – ловить рыбу удочкой и складывать мишке в сумку.
IV урок – ловить рыбку удочкой и соотносить по цвету (раскладывать по стаканчикам).12. Кубики.I урок – доставать кубики из коробки, давать по просьбе, складывать обратно.
II урок – 
  • строить башню из двух (трех) кубиков (домик для куклы),
  • строить дорогу для машины.
III урок – дифференцировать большие и маленькие кубики (раскладывать в коробки разной величины).IV урок – строить поезд из больших и маленьких кубиков (чередование), рассаживать пассажиров по вагонам.V урок –
  • конструирование из двух деталей по образцу,
  • конструирование из трех-пяти деталей по образцу, изменение фигуры    по подражанию.
13. Крупная мозаика.I урок – раскладывать фишки в ячейки.
II урок – сличение двух-трех цветов (по двум-трём ячейкам).
Ш урок – строить дорожку одного цвета.
IV урок – строить дорожку, соблюдая заданную очередность цветов  (чередование двух-трех цветов).
V урок – строить элементарные фигуры по образцу.14. «Весёлые картинки».I урок – соотнесение игрушки с фотографией.
II урок – соотнесение игрушки с предметной картинкой.
III урок – парные картинки (искать такую же, закрывать)
  • 3-4 картинки,
  • 6-8 картинок.
IV урок – игра «Чего не стало?».15. Баночки с откручивающимися крышками.I урок – откручивать банку, вытряхивать содержимое, вкладывать обратно.
II урок – подбирать крышку к соответствующей банке (по цвету, размеру), закручивать.16. Зайчик (баночка с изображением зайчика на крышке, вместо рта – прорезь).I урок – кормить зайчика (опускать фишки в прорезь – рот).
II урок – кормить зайчика «такой же» печенинкой (фишкой)
  • по цвету, 
  • по форме.
III урок –
  • выделение конкретной фигуры по цвету,
  • выделение фигуры по двум признакам (по цвету и форме).
17. Листочки на прищепках.I урок – снимать прищепки с банки, давать одному-двум персонажам.
II урок – прикреплять прищепки на банку.
III урок – прикреплять листочки на прищепки.
IV урок –
  • соотносить листочки и прищепки по цвету, 
  • соотносить листочки и прищепки по двум признакам (по цвету и размеру).
18. Разрезные картинки.I урок – картинка из двух частей.
II урок – картинка из трёх частей.
III урок – картинка из четырёх частей.19. Матрёшка.I урок – двухсоставная матрёшка.
II урок – трёхсоставная матрёшка.
III урок – четырёхсоставная матрёшка (и более).20. Конструирование из палочек по образцу.I урок – из 2-4 палочек.
II урок – из 5-6 палочек.
III урок – из большего количества палочек.В качестве примера приведем подробное описание одной игры.КубикиОборудование: по восемь-десять кубиков разной величины (большие и маленькие), две коробки разной величины, игрушки: паровоз, машинка, кукла, мишка, зайчик и др., деревянный конструктор.  I уровень- Это кубик. На кубик. Возьми в другую руку. Подержи двумя руками. (Формирование навыка захвата и удержания предмета.)- Дай маме кубик. Скажи: «на, мама». (Развитие речи – вызывание звукоподражаний.)- Достань кубик из коробки. Постучи кубиком: «тук-тук». (Развитие речи – вызывание звукоподражаний.) Дай кубик маме.- На кубик, положи в коробку. Возьми ещё кубик. Положи в коробку. (Формирование предметных действий.)II уровеньа) – Давай построим домик для куклы.- Посмотри, как я ставлю кубик на кубик. Получился домик. Теперь ты сам. На кубик, ставь на стол. Возьми ещё кубик, ставь сверху. (При необходимости – указание, куда ставить, или пассивно-активная помощь.) (Развитие зрительно-моторной координации.)- Кто это? /ляля/. Посади лялю на домик. (Понимание и выполнение простых бытовых инструкций.)(Усложнение – построение башни из трех, четырех кубиков.)б) – Давай построим дорогу для машины. Посмотри, как я ставлю кубик рядом с кубиком. Попробуй так же. Возьми кубик, поставь рядом. Возьми ещё кубик. Построим длинную дорогу… (Развитие зрительно-моторной координации.)- Что это? /машина/ Как едет машина? /би-би/ (Развитие речи – вызывание звукоподражаний.)- Прокати машину по дорожке. (Формирование процессуальных действий.)III уровень- Что это? /кубики/ Посмотри, как у нас много кубиков. Здесь большие кубики и маленькие. Надо разложить их по своим домикам. Это большой кубик. Он будет жить в большом домике. (Взрослый кладет кубик в большую коробку.)А это маленький кубик. Он будет жить в маленьком домике. (Кладем в маленькую коробку.) (Развитие зрительного восприятия величины.)Теперь попробуй сам. На кубик. - Какой это кубик? /большой/ (Уточнение, обогащение словарного запаса – качественные прилагательные.)- Покажи, какой кубик /ребенок жестом показывает – поднимает руку вверх/.В какой домик положишь этот кубик? Правильно, в большой. Клади.- А это какой кубик? /маленький/Положи его в свой домик. Молодец.Аналогично раскладываются остальные кубики.- Молодец, все кубики разложил по домикам. - Дай мне коробку с большими кубиками. (Развитие согласованности движения двух рук.)- Дай мне коробку с маленькими кубиками. Спасибо.IV уровень- Сегодня мы будем строить поезд. - Это паровоз. К паровозу нам нужно прицепить вагоны. Вагончики будут большие и маленькие. Смотри, сначала я поставлю большой вагончик, потом маленький, затем снова большой и маленький.- Возьми большой кубик, ставь рядом. Теперь возьми маленький, поставь.- Сейчас какой вагончик нужно взять? Правильно, большой и т.д. (Развитие логического мышления – продолжить логический ряд.)Давай будем рассаживать пассажиров. (Развитие пространственного восприятия.)- Кто это? /кукла/ Посади куклу на маленький кубик. (Развитие импрессивной стороны речи – понимание двухступенчатой инструкции.)- Возьми мишку /выбрать из ряда игрушек/. Посади его на большой кубик.Таким же образом  рассаживаются 3-5 игрушек. Далее ребенку предлагается ответить на вопросы(развитие диалогической речи – умение отвечать на вопросы):- Кто сидит на большом кубике?- Кто сидит на большом красном кубике?- Где сидит зайчик?Сейчас игрушки с тобой поиграют. (Развитие произвольного внимания и памяти.) Закрывай глазки. (Взрослый закрывает стаканчиком одну игрушку.) Открывай глаза. Кто спрятался? /мишка/ Зови громко мишку и от прибежит: МИШ-КА. (Работа над силой голоса.)Закрывай еще раз глазки. (Игра повторяется 2-3 раза.)V уровень- Кто пришел к нам в гости? /кукла/- Кукла хочет кушать. Давай построим для нее стол. Посмотри, как я. Построй так же. (Развитие пространственного восприятия, развитие зрительно-моторной координации.)- Покушала кукла, захотела спать. Давай сделаем для нее кровать. Посмотри. Построй так же.- Положи куклу на кровать. Покачай ее: «а-а-а». (Вызывание звукоподражаний, формирование элементов сюжетно-ролевой игры.)- Поспала кукла, захотела посидеть на стуле. Построим стул. (Уточнение активного и пассивного словарного запаса – лексическая тема «Мебель».)- Посади куклу на стул.- Кукла хочет посмотреть телевизор. Сделаем для нее телевизор. Вот такой. Построй так же.Усложнение задания: конструирование из трех, четырех деталей по образцу, по подражанию; изменение одной детали в фигуре по образцу.Данные игры-упражнения дают возможность системного развития ребенка в процессе работы с каждым пособием и одновременно включают его в повседневную жизнь. В ежедневной деятельности ребенок сталкивается с разнообразными задачами, трудностями, проблемами. Данные игры учат его тем навыкам, с которыми он встретится в своей жизни.

Войдите в сайт, чтобы оценить статью
    Назад     Обсудить статью
Автор: Чудо
Дата: 27.01.2007
Боремся за чистоту языка: выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Magic Castle
Система Orphus