Детство

Войти Зарегистрироваться Чтобы создавать альбомы!
Путь: Главная / Почитать / Воспитание ребенка / Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников

Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников

Воспитание ребенка

“Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста дидактическими играми и упражнениями”

 

Сысова О.Н. воспитатель МДОУ №10

 г. Алексеевки Белгородской области

 

Школа предъявляет особые требования, требуя от детского сада выпускника, умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного ребенка, что не возможно без сформированности у ребенка высокого уровня речевого и познавательного развития. Звуковая культура устной речи – это фундамент, на котором строится вся учебная деятельность в школе. В связи с переходом к обучению с шестилетнего возраста, требования к речевой подготовке дошкольников возросли. Это стало первой причиной выбора данной проблемы. Второй причиной является социальный заказ родителей. Наблюдая за речью родителей и детей, было замечено, что у многих из них речь имеет особенности местного диалекта, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании звуковой культуры речи (ЗКР) у детей. Белгородчина у специалистов считается "заповедником диалектов". Местный диалект не является логопедическим дефектом, но воспитатели должны учить детей грамотной литературной речи, заниматься просвещение родителей в соответствии с требованиями образовательной программы.

Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве не соответствует возрастной норме.

Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.

Практика работы в ДОУ и изучение специальной литературы по данной проблеме способствовали выявлению противоречия: с одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения звукопроизношения у 85-87% обследованных. С другой стороны, развитию звукопроизношения в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по Программе "Детство" - под редакцией А. Г. Гогоберидзе  в ДОУ уделяется мало времени. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние звукопроизношения соответствовало возрастной норме? Для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною была разработана и апробирована инновационная "Программа по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений".

Так как учитель-логопед начинает коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения со старшей группы, то работу по профилактике звукопроизношения необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Поэтому разработанная программа рассчитана на три возраста: для детей 3 года жизни; для детей 4 года жизни и для детей 5 года жизни. 

Педагогическая идея опыта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошкольной группы. Применение вспомогательных средств (зрительных символов), игр и игровых упражнений в процессе НОД и вне занятий является эффективным коррекционным средством, т.к. позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звуки гласные и согласные), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал у них усваивается лучше вербального.

Пути реализации идеи:

- мониторинг речи детей;

- учет индивидуальных и психофизических особенностей ребенка;

- разработка игр, игровых упражнений, наглядного материала (изображение зрительных символов);

- разработка конспектов занятий, перспективного плана работы с детьми;

- тесная связь с педагогами;

- работа с родителями;

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Диапазон представлен единой системой воспитательно-образовательного процесса (НОД, игры, упражнения), индивидуальной работой и взаимодействием семьи и ДОУ по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста дидактическими играми и упражнениями.

Разработанные и систематизированные игры превращаются в творческий вид деятельности дошкольников, управляющий развитием.

С целью профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною был разработан перспективный план игр и упражнений состоящий из 4 блоков.

1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики. Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата.

2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция). Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений.

3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой моторики. В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих).

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

На предварительном этапе работы по звукопроизношению (с детьми 3 года жизни), я отвожу определенное место развитию мимических движений языка, губ. Наиболее эффективно происходит имитация с помощью картинок (Приложение №7). Я описываю ситуацию на картинке, дети имитируют мимически. В дальнейшем (с детьми 4 года жизни) провожу работу над развитием движений языка, губ. Это артикуляционная гимнастика - “сказка о Веселом Язычке”. Детям 5 года жизни предлагаю сочинить истории о приключениях “Веселого Язычка”. На этом этапе, для работы над каждым звуком, характерны упражнения: “Наказать непослушный язычок”, “Колокольчик”, “Барабан”, “Маляр”, “Чьи зубы чище” и другие упражнения.

Особое место в моей работе занимают игры на развитие речевого слуха, цель которых углубить слуховое восприятие речи, научить воспринимать смысл сказанного, видеть за словами и фразами реальные предметы и явления. Игры на развитие речевого слуха  я включаю во все бытовые и игровые ситуации. Первоначально, это игры на умение различать речь и пение, хоровое и сольное исполнение (в группе детей 3 года жизни).

Для формирования умения соотносить звуковой и зрительный образ реального предмета или действия использую игры “Лото”, “Домино” и другие (в группе детей 4 года жизни).

Для формирования слухо-речевой памяти провожу игры “Запомни слова”, “Лото с отсрочкой”. Внимание детей к содержанию слов и фраз развиваю в процессе игр “Бывает – не бывает”, “Подбери слова” и другие.

Для развития слухового внимания, речевого слуха и слухо-речевой памяти, учу детей слушать друг друга: “Испорченный телефон”, “Эхо”, “Верни слово” и другие (в группе детей 5 года жизни).

В работе с детьми я заметила, что интонационно-выразительная сторона речи оказывает влияние на состояние ребенка, пробуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение.

С детьми 3 – 4 лет особое место отвожу играм на развитие речевого слуха, речевого выдоха. Отрабатываю умение на одном выдохе сказать фразу из 3-4 слов. Провожу игры на звуки: а, у, и, о, э, м, п, б, ф, развивающие игры на  выработку силы и высоты голоса.

Для воспитания звуковой культуры речи детей: 1-2 раза в неделю на занятии проводим дидактические игры для развития речедвигательного аппарата и правильной артикуляции согласных и гласных звуков, игры со звукоподражанием животным и звучащим предметам – «Угадай, кто, как кричит», рассказы со звукоподражанием. Так же несколько раз в неделю подвижные или хороводные игры с песенками и потешками: «У медведя во бору», «Бабушка Маланья».

 В младшем возрасте внимание детей сосредоточивается преимущественно на взрослом. Поэтому при обучении речи мы используем индивидуальный подход, обращаемся в каждом случае к отдельному ребёнку. На каждом занятии «обыгрываем» только один звук, на остальные обращаем внимание без особой задержки на них. После усвоения лёгких по артикуляции звуков переходим к обучению более трудным звукам. В младшей группе занятия тесно связаны с организованной игрой, особенно в первом полугодии, поэтому и логопедическая работа полностью проводится в форме игры, а также используются сказки, картинки.

С детьми 4 – 5 лет продолжаю работу по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. С помощью развивающих игр учу детей сравнивать фонемы, дифференцировать ротовое и носовое дыхание, развивать мелодико-интонационную сторону речи. Отрабатываю звуки: н, т, д, г, к, х, ы, с, з, ц.

В этом возрасте уже значительно меньше неправильностей в произношении, чаще всего встречаются недочёты в произношении шипящих и соноров.  

В средней группе, в отличие от младшей, осуществляется индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В ней важны планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению, учет индивидуальных особенностей детей.

Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения.

Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста возраста, значительно сокращает и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.

Обследование детей показало, что проводимая работа дает положительные результаты, наметились дальнейшие пути и перспективы использования развивающих игр по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

 

Библиография

1. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М., «Просвещение» - 1991. – 234 с.

2.      Волина, В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. – М., “Просвещение”. – 1994. – 228 с.

3.      Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 228 с.

4. Кузнецова, Е.В., Тихонова, И.А. Ступеньки к школе / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. – М.: ТЦ «Сфера». – 1999. – 220 с.

 

 

Войдите в сайт, чтобы оценить статью
    Назад     Обсудить статью
Автор: berest30s
Дата: 07.01.2014
Боремся за чистоту языка: выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Magic Castle
Система Orphus