Детство

Войти Зарегистрироваться Чтобы создавать альбомы!
Путь: Главная / Почитать / О сайте / В слове МАМА нет ни одного звука М и ни одного звука А.

В слове МАМА нет ни одного звука М и ни одного звука А.

О сайте

Почему дети не могут в устном слове МАМА

найти ни одного звука М и ни одного звука А.

 

Традиционные методики обучения чтению начинаются с фонемо-буквенного анализа. Основные элементы этого анализа — разделение слов на слоги (МАС-КА) и определение буквенного состава слова (М-А-С-К-А). При этом учителя уравнивают понятия «фонема» и «звук» и утверждают, что «буква и звук — это почти одно и то же, только звуки мы слышим, а буквы пишем». Именно в этом утверждении (и, по нашему мнению, чаще всего только в этом утверждении) заключается причина, из-за которой дети испытывают проблемы при обучении чтению.

Чтобы понять, почему вследствии этого утверждения дети испытывают столь много трудностей, взрослые должны прежде всего самим себе уяснить разницу между четырьмя основными понятиями фонетики: буква, фонема, звук, слог. Приведенные ниже теоретические позиции во многом разнятся с основами принятой на сегодняшний день европейской теории.

Нет, мы не предлагаем объяснять теорию детям. Но мы настаиваем, чтобы взрослые эту теорию поняли сами. Это важно.

 

  • Звук речи является реальной величиной и от человеческого сговора не зависит, а так же не зависит от количества, размера и формы графических знаков, с помощью которых звук записывается. Это значит, что по человеческому сговору один и тот же речевой звук может быть записан одной, двумя, или даже сотней графем, в виде букв, иероглифов, пиктограмм, цифр и прочих знаков, в строчку, в столбик, лесенкой, вразброс — звук устной речи при этом ни своей величины, ни артикуляторных признаков не теряет и не меняет. Несмотря на то, что в разных странах мира приняты разные правила и способы записи звуков, маленькие дети, с этими правилами еще не знакомые, во всем мире воспринимают звуки одинаково. Звук МЪ, звук А, звук МА и т.п. Именно так воспринимаются речевые звуки детьми.

Звук — это мельчайшая (т.е. в устной речи далее не делимая) речевая единица. В отличие от букв и от фонем, звук не может быть ни гласным, ни согласным. Каждый звук речи можно условно (условно, не реально!) разделить на две фонемы, то есть дать ему согласную и гласную характеристики.

 

  • Фонема — условная звуковая величина, приблизительно характеризующая согласные и гласные признаки реального речевого звука. Каждый звук содержит в себе две фонемы. Например, неделимый в устной речи звук МА можно условно разделить на согласную фонему М и гласную фонему А. При этом сама фонема не является реальной единицей речи, она является абстракцией, умозрительной придумкой людей. Люди придумали фонемы, чтобы классифицировать и группировать реальные речевые звуки по некоторым приблизительно схожим признакам. Фонему невозможно произнести вслух, можно лишь назвать ее условное имя. Фонема «эМ», или «Мэ», или «М», или даже старословянское «Мыслете» - суть фонемы от произнесенного названия не меняется.

 

  • Буква — один из видов графических знаков, применяемых для письма. В Европе буквами обозначаются не реальные звуки речи, а условные фонемы. Как и фонемы, европейские буквы подразделяются на гласные и согласные. Каждая буква сама по себе является лишь условной единицей, то есть полностью обусловленна сговором людей.

Графические знаки, применяемые на Востоке (например, арабские буквы, еврейские буквы, древнешумерские пиктограммы, японские иероглифы и пр.), в отличие от европейских букв содержат в себе целый звук, то есть сразу две фонемы. Европейцы ошибочно называют восточные азбуки слоговыми, хотя к слогам они имеют лишь частичное отношение.

Количество букв, применяемых для записи одного и того же звука в разных азбуках может быть разным. Так, например, в иврите для обозначения звука ША применяется всего одна буква ש, в русской азбуке две буквы ША, в английской три буквы SHA и в немецкой четыре буквы SCHA. Чем мельче «звуковая» величина графических знаков, тем выше оказывается степень их условности, и именно эту условность не могут понять маленькие дети на начальных этапах обучения чтению. Например, в азбуке Морзе применяется лишь две графемы, точка и тире, но степень условности азбуки Морзе еще выше, чем степень условности европейских азбук, и потому для понимания маленьких детей эта азбука практически не доступна.

 

  • Слог — ритмическая единица устной речи, которая при письме никакими отдельными знаками не помечается. Так как ритмичность человека относится к категории чувств, а не правил, то ни в одном учебнике или справочнике нет точного определения, как на слух вычислить размер и границы слога. Не удивительно, что даже старшекласники часто ошибаются при переносе слов со строки на строку. «Слог вмещает в себя один или более звуков и произносится одним толчком воздуха» - говорится в учебниках. Толкнуть воздух можно по-разному. В классических школьных учебниках, например, учат делить слова МАС-КА или МОС-КВА. Однако на кафедре начальных классов Института Детства (петербуржский педагогический университет им.Герцена) студентов сегодня учат иному: «Если эти слова громко скандировать, почти крича, да еще и хором, то получится МА-СКА и МО-СКВА».

В европейской письменной речи каждый слог содержит обязательно одну гласную букву. Дети, еще не умеющие читать и потому еще не знающие, сколько гласных букв должно быть в том или ином слове, правильно разделить слово на слоги затрудняются. Ведь в русской устной речи допускается удлиннение или укорачивание гласных, или даже полное сглатываение безударных (МЛОКО, КРОВА, ТЫРАКТР), смысл слов от этого не изменяется.

 

Для иллюстрации названных определений мы приводим в виде таблицы ряд примеров. Комментарии к таблице даны ниже.

 

слово

буквы

слоги

фонемы

звуки

МЫ

2 буквы

1 слог

2 фонемы М Ы

1 звук МЫ

В

1 буква

0 слогов

2 фонемы В Ъ

1 звук ВЪ

У

1 буква

1 слог

2 фонемы ▒ У

1 звук У

Я

1 буква

1 слог

2 фонемы Й Я

1 звук ЙЯ

ОН

2 буквы

1 слог

4 фонемы ▒ О Н Ъ

2 звука О НЪ

ЮЛА

3 буквы

2 слога

4 фонемы Й Ю Л А

2 звука ЙЮ ЛА

ЧАС

3 буквы

1 слог

4 фонемы Ч Я С Ъ

2 звука ЧЯ СЪ

МАМА

4 буквы

2 слога

4 фонемы М А М А

2 звука МА МА

СТОЛ

4 буквы

1 слог

6 фонем С Ъ Т О Л Ъ

3 звука СЪ ТО ЛЪ

МАСКА

5 букв

2 слога

6 фонем М А С Ъ К А

3 звука МА СЪ КА

МЕСЯЦ

5 букв

2 слога

6 фонем М Е С Я Ц Ъ

3 звука МЕ СЯ ЦЪ

ОДЕЯЛО

6 букв

4 слога

8 фонем ▒ О Д Е Й Я Л О

4 звука О ДЕ ЙЯ ЛО

ТРАКТОР

7 букв

2 слога

10 фонем Т Ъ Р А К Ъ Т О Р Ъ

5 звуков ТЪ РА КЪ ТО РЪ

НОЧЬ

4 буквы

1 слог

4 фонемы Н О Ч Ь

2 звука НО ЧЬ

НОЧКА

5 букв

2 слога

6 фонем Н О Ч Ь К А

3 звука НО ЧЬ КА

 

Комментарии:

 

  • Звук МЫ имеет согласную характеристику (= согласную фонему) М и гласную характеристику (= гласную фонему) Ы.

В слове МЫ один звук полностью совпадает с одним слогом и с целым словом.

 

  • Звук ВЪ имеет твердую гласную характеристику, которая по современным правилам русского языка при письме не обозначается. Пишется В.

Взятый отдельно, звук ВЪ не образует ни одного слога.

 

  • В звуке У согласная фонема характеризует либо

а) свободный выдох, при котором поток воздуха не встречает в гортани никаких артикуляторных препятствий (фрикативный вариант), либо

б) легкий кашлеобразный щелчок в гортани, который образуется кратким смыканием мышц гортани (взрывной вариант).

Обе эти согласные фонемы в русском алфавите и в латинской азбуке не имеют собственной буквы, на изменение смысла слов не влияют и при письме не записываются. Несмотря на отсутствие букв и на отсутствие словоразличительной роли, в русском языке эти звуки (легкий щелчок в гортани или свободный выдох) постоянно произносятся, их регистрируют речезаписывающие приборы и хорошо различают на слух маленькие дети, которые еще не знают, что взрослые «договорились» не обращать на эти звуки внимания.

В немецком языке и в языках Востока от взаимной замены этих двух фонем зависит изменение смысла слова. В немецком справочнике Duden легкий щелчок в гортани (Knacklaut) обозначается большим вертикальным штрихом, а в арабском и еврейском алфавитах обе эти согласные фонемы (гортанный щелчок и свободный выдох) имеют самостоятельные буквы.

.......

Войдите в сайт, чтобы оценить статью
    Назад     Обсудить статью
Автор: Lew000
Дата: 07.03.2010
Боремся за чистоту языка: выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Система Orphus