Детство

Войти Зарегистрироваться Чтобы создавать альбомы!
Путь: Главная / Почитать / О сайте / Реформирование образовательной системы: нелёгкий путь

Реформирование образовательной системы: нелёгкий путь

О сайте

Образование - что это такое? Если труд сделал из обезьяны человека, то образование дало возможность эту удивительную метаморфозу закрепить. Новые поколения смогли опираться на достижения прежних и потому избавиться от надобности заново изобретать велосипед. Значение образования возрастало. Современное общество называют информационным. Информация нынче - главная ценность. Так что такое образование? В конечном счёте, любая система образования - это механизм передачи информации от поколения к поколению. И если биологическую жизнь человеку дают родители, то его социальная жизнь немыслима без учёбы. Как мать вскармливает своего ребёнка телесно, так университет даёт студенту духовную пищу, думали в средневековье. Тогдашние школяры прозвали университет кормящей матерью - Alma mater. Со временем высшее образование изменилось, а слова эти стали крылатыми. Общество развивалось, образование тоже не стояло на месте, стремясь удовлетворить потребности общества. Подходов было множество, потому универсальной системы образования не может быть. В каждой системе образования имеются свои достоинства и недостатки. Некогда Хрущёв, побывав в США, дал отечественным учёным и чиновникам поручение: реформировать систему образования с тем, чтобы сделать его лучшим в мире. Никиту Сергеевича успокоили. Реформировать, мол, ничего не надо, СССР - впереди планеты всей. Недаром СССР и в войне победил, и спутник в космос отправил, и человека туда же отправил, и самой читающей страной является. Но времена меняются. Советская система образования не отвечала современным требованиям. Реформа образования оказалась нужна - с этим никто не спорил. Дебаты шли по другому поводу - как именно реформировать. То ли перестроить образовательную систему на иностранный лад, то ли взять оттуда какие-то отдельные элементы. Стоит ли в очередной раз действовать по принципу "разрушим до основанья, а затем... "? Выбор был большой. Сказочному витязю на распутье подобные задачи и не снились. Республики-сёстры пошли каждая своим путём. Так что нынче на постсоветском пространстве большое разнообразие. В Туркмении недавно среднее образование было 9-летним. В России среднее образование является обязательным, но 12-летнее. Это только некоторые примеры. Где лучше? Как обычно - там, где нас нет. То есть республики далеки от того, чтобы считать итоги реформы образования удовлетворительными. Образование и бизнес - отдельная тема. Высшее образование иметь довольно престижно. К тому же на время обучения даётся отсрочка от армии, что немаловажно. Ощутив выгоду, бизнес успешно внедрился в систему образования - возникли коммерческие ВУЗы. Качество образования в них разное, зависит от многих факторов. Кое-где это скрытая продажа дипломов, кое-где вполне солидные ВУЗы. Образование и бизнес "подружились" и другим способом - при помощи репетиторства. Что интересно, мероприятия, в одной стране эффективные, не являются эфективными в другой. Высшее образование в Беларуси получить можно только одним способом - пройти централизованное тестирование. Тестирование ввели для максимально прозрачного поступления в ВУЗы. Его по праву можно считать очень удачным решением проблемы коррупции. Похожий путь выбрала Россия с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), но... Не только охота или рыбалка в России имеет национальные особенности. Коррупцию пока не может остановить даже ЕГЭ. Но и тестирование имеет недостатки. Не случайно опрос на сайте "Alma Mater" показывает, что большинство поддерживает традиционные вступительные экзамены. "На верном ли мы пути и не пора ли уточнить маршрут? " - этим вопросом задались белорусские власти. В итоге реформа образования в Беларуси была скорректирована. Среднее образование в Беларуси, как и до реформы, будет 11-летним. Что резонно - больших плюсов нет, а граждане этой реформы не поддерживали, о чём свидетельствуют и итоги опроса. Зато ликвидация классов c углубленным изучением предметов выглядит необдуманным перегибом. Болезненность реформирования возникает из-за недостаточной его продуманности. Если непрочно хоть одно звено - рвётся вся цепь. В 1990-х в Беларуси хотели перейти на двухуровневое высшее образование. С этой целью часть ВУЗовской программы решили перенести в школу. Для этого был нужен 12-й год обучения в школе и профильное обучение в старших классах... Когда двухуровневое высшее образование не приняли, пришлось убирать 12-й год. Заодно с профилями решили отказаться и от математических и прочих специализированных классов. Просчёты, допущенные при реформировании, надо исправлять. Россия будет решать проблемы, связанные с нехваткой средств на обязательное 12-летнее образование. Беларусь - вопросы, связанные с уместностью тестирования и - рано или поздно - восстанавливать специализированные классы. Само реформирование образования - явление нормальное. Через реформирование проходит всё образование в мире, даже такой лидер, как парижская Сорбонна. Ненормальны лишь плохо продуманные реформы, реформы ради реформ, путь в никуда. Есть правило: прежде чем резать, надо отмерить.Источник: http://am.zoomby.org/

Войдите в сайт, чтобы оценить статью
    Назад     Обсудить статью
Дата: 09.09.2008
Боремся за чистоту языка: выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Система Orphus