Детство

Войти Зарегистрироваться Чтобы создавать альбомы!
Путь: Главная / Почитать / О сайте / Мультфильмы: вред или польза?

Мультфильмы: вред или польза?

О сайте

Мы довольно мало знаем о том, как мультфильмы влияют на формирование личности ребенка. Исследования по психологии детей дошкольного и младшего возраста рассматривают становление самосознания, понимания мира, окружающей действительности, не заостряя внимания на воздействии телевидения и мультипликации.Действительно, мультипликация объединяет реальность и вымысел, музыкальное сопровождение и саму "картинку", исходя из обобщающей природы анимации, и создает единый педагогический воспитательный комплекс.Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют позитивные установки личности ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей агрессивными? Среди создателей мультфильмов существует два "лагеря": те, кто копирует взрослую жизнь, пропуская ее через уменьшающую призму, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни.Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов. Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с "роботизированным ребенком", захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное "я", восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов. Без вмешательства взрослых в "мультипликационный" рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус, своего рода унифицирующей и подавляющей индивидуальность машиной.Также иллюстрируя первую точку зрения, можно процитировать, пожалуй, самого известного мультипликатора У.Диснея: "Возможно, секрет моего успеха в том, что все мои фильмы не бывают слишком детскими". Однако надо признать, что во многом именно диснеевские мультфильмы являются для нас эталоном волшебного детского мира.Противоположная точка зрения связана с пониманием вреда натурализации, представленной в мультфильмах, копирующих взрослую жизнь. Подобную точку мнение разделяет известный исследователь Марша Киндер: "…Противоречие в мультфильмах последних лет, которое вызвало нападки родителей, организации защиты животных, агентств по усыновлению, специалистов, занимающихся проблемами оскорблений детей, связано с тем, что дети копируют в жизни жестокие действия, увиденные в мультфильмах".Неоднозначное влияние зарубежных "взрослых" мультфильмов можно выявить даже при анализе принципов воспитания К. Д. Ушинского:
народности ("Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях");
гуманизма;
природосообразности. Без ханжества или ненужного пафоса можно сказать, что следует обратить внимание на эти принципы при воспитании современного ребенка. Особенно на принцип народности, ведь формирование личности ребенка напрямую связано с национальными и культурными особенностями, даже если эти особенности проявляются на уровне мультипликации.Итак, очевидно, что существуют две точки зрения на влияние мультфильмов на формирование личности ребенка:
оптимистическая (мультфильм - это обширная область для решения педагогических задач);
пессимистическая (мультфильмы наносят вред личности ребенка). Мы думаем, что решение - в "золотой середине", в умелом и адекватном использовании мультипликации, несущей воспитательную идею и соответствующей формуле "не навреди", с целью формирования определенных качеств личности ребенка.Каждый родитель, включающий для своего чада той или иной мультфильм, должен понимать, что его воздействие может обмануть ожидания и взрослого, и ребенка. Родителю необходимо обратить внимание на следующее.
На какой возраст рассчитан мультфильм?
Соответствует ли мультфильм кругу интересов и психологии конкретного ребенка?
Каково эстетическое и этическое наполнение мультфильма?В мультипликации существует такое важное для педагогов понятие, как "акт доверия". Сочетание вымысла и реальности, столь очевидное для взрослого человека, не осознается ребенком. Конечно, "пребывание" в сказке, в ирреальном мире контрастных категорий добра и зла необходимо ребенку. Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей. Положительное воздействие анимации при правильном подборе мультфильмов может стать прекрасным развивающими пособием для:
раскрепощения мышления;
развития творческого потенциала в соединении с занятиями рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами;
совершенствования навыков общения и социализации.

Войдите в сайт, чтобы оценить статью
    Назад     Обсудить статью
Автор: исаева
Дата: 17.08.2008
Боремся за чистоту языка: выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Система Orphus